Пять основных элементов, из которых, согласно аюрведе, состоит всё во вселенной, соединяясь и взаимодействуя, образуют три динамические силы, которые называются дошами. В переводе с санскрита «доша» означает «то, что меняется». Доши, сохраняя динамическое равновесие, пребывают в постоянном движении. Это основополагающие жизненные силы. Доши так же называют биологические соки. Доши есть только в живых организмах, которые состоят из органической материи. Без дош и их движения сама жизнь была бы невозможна.
Образование трёх Дош из попарного сочетания пяти элементов
Вата
Вата образуется соединением элементов эфира и воды. От их баланса и пропорций зависит активность ваты. Объемом эфира (пространства) определяется способность воздуха набирать силу. Вата — это принцип движения, принцип динамического взаимодействия эфира и воздуха. В организме вата проявляется в движении крови, воздуха, нервных импульсов, мысли, пищи и продуктов жизнедеятельности.
Для ваты типичны семь качеств: холодность, легкость, непостоянство, подвижность, сухость, разреженность и шероховатость. Именно действия этих качеств ваты, определяют её воздействие на организм.
Если в организме слишком много ваты, то человек может почувствовать нервное раздражение, могут начаться скапливаться газы в кишечнике. Так же появляется путанность в мыслях и некоторое замешательство.
Недостаток же ваты приводит к гибели нервных клеток. В организме появляются застойные явления. Возникает запор. Недостаток ваты так же приводит к беспечности и неосмотрительности.
Воздуха не сдерживается никакими преградами (как, например, над поверхностью открытого моря), ветер может набирать огромную силу, и так возникают ураганы, скорость которых порой превышает 240 км/ч. А в закрытом пространстве воздух, напротив, не может двигаться и становится затхлым.
Питта
Питта рождается при взаимодействие элементов воды и огня. Огонь и вода находятся в постоянной трансформации. Именно это объединяет эти силы, несмотря на их разнополярные свойства. Несмотря на то, что огонь и вода не могут превращаться друг в друга, они способны видоизменять один другого. Без участия воды и огня не проходит ни один биологический процесс.
Питта это принцип трансформации. В организме питта проявляется в форме различных ферментов и гормонов, регулируя процессы пищеварения и обмена веществ. Также питта отвечает за превращение электрохимических импульсов в наши мысли.
Если в организме слишком много питты, то у человека могут развиться гормональные расстройства. Появится раздражение кожи и язвенная болезнь. При переизбытке питы у человека зачастую проявляются бурные эмоции.
При недостатке питты мысли текут вяло, замедляется обмен веществ, появляется несварение.
Питта обладает восемью качествами, которыми и определяется ее воздействие на организм. Она горячая, легкая, текучая, тонкая, резкая, дурно пахнущая, мягкая и прозрачная.
Если мы поставим воду кипятиться на слишком сильный огонь, вода выкипит, а сосуд сгорит. Если же мы нальем в сосуд слишком много воды, она выплеснется и зальет огонь.
Капха
Капха появляется из равновесия воды и земли. Капха это принцип структуры и смазывания. Один уровень капхи это клетки нашего организма, а на втором жидкости, которые обеспечивают наши клетки питательными веществами и сохраняют их.
Если капха присутствует с избытком, то в организме начинает накапливаться жидкость. В носовых пазухах и лёгких появляется слизь. Так же слизь накапливается в толстой кишке. Капха порождает упрямство. Появляется зашоренность мышления. Неуступчивость.
Недостаток капхи вызывает сухость в дыхательных путях, изжогу (в связи с недостатком слизи, защищающей стенки желудочно-кишечного тракта от разрушительного действия кислоты желудочного сока) и неспособность к сосредоточению.
Капхе присущи следующие качества: жирность, холодность, тяжесть, стабильность, плотность и гладкость.
Если бросить в сосуд с водой пригоршню песка, две эти субстанции не смешаются друг с другом: песок осядет на дно сосуда. Добиться равномерного распространения песка в воде можно будет только постоянным помешиванием. Капха подобна такому помешиванию, обеспечивающему равновесие.