Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Очень часто слух цепляют слова нравственность и духовность.
Помню, как я готовился к экзаменам в ВУЗе. Получил билеты на руки. Сижу. Читаю вопросы.
- Так. Это я знаю. О! Да это вообще легкотня. Ну, а это даже дети в садике знают.
Потом решишь представить, для тренировки, как будто ты уже на экзамене. Перед тобой экзаменатор, и ты ему отвечаешь тот вопрос, который даже дети в саду знают. И вдруг совершенно отчетливо понимаешь, что ты совсем не знаешь этот вопрос.Да. Ты о нем слышал. И даже больше того - тебе про него даже рассказывали на лекциях. Но сам ты по этому поводу можешь не можешь сказать, ровным счетом, ни чего. Т.е. вопрос то знаком, а вот ответа ты не знаешь.
Так же с нравственностью и духовностью. Услышишь слово. Подумаешь – « А я понял, о чем это они!» И удовлетворенный своим непревзойденным умом, пойдешь дальше.
А недавно возникла необходимость объяснить, что же я, собственно говоря, понимаю.
А оказывается ничего. Так столько смутные ощущения того, что это все очень просто, и я про это даже когда то слышал.
И мне стало очень интересно сформулировать для себя эти понятия. Около недели ходил и формулировал. И вот решил поделиться своими изысканиями.

Сразу хочу отметить, что все, что изложено ниже является моим личным мнением. Я его ни кому не навязываю. Да и не имею права. Мне очень интересно выслушать ваше мнение по этому вопросу.
Изучение вопроса о нравственности я начал, как любой прилежный ученик с поиска определения. За первоисточник взял нашу обажаемую паутину.
На просторах интернета нашел вот такое:
Нравственность — это осознание ответственности за свои поступки, основанное на свободной воле и, поэтому присущее только свободному индивидууму, то есть, это способность индивида совершать поступки, основанные только на своей собственной воле и личных принципах, из которых исходит конкретный индивидуум, совершая поступки.
Поначалу показалось в корне неверным. И решил разбираться дальше.
Так, что же такое нравственность в моем понимании.
Мы все живем в обществе. Ежедневно. Ежечасно. И даже ежесекундно мы сталкиваемся с подобными нам. Кто-то нам нравится, кого-то мы не любим, кто-то вызывает отвращение, а большая часть населения планеты, нам просто безразлична. Но с самых древнейших времен зарождения и становления нашей цивилизации, каждому индивидууму приходилось делать выбор между тем, жить ли среди подобных себе, а соответственно знать, что вместе вы сила или же рассчитывать на только на свои силы скитаться в одиночестве по бескрайним просторам, но зато не видеть эти ненавистные рожи.
Большинство делало вполне очевидный вывод - жить в обществе и пользоваться теми преимуществами, которые оно дает. Какие это преимущества? Первое это защищенность. Вместе значительно проще отбить атаку диких зверей или желающих поживиться твоим скромным имуществом. Второе некая стабильность. Группе проще охотится, и возделывать землю. Но также есть один огромный недостаток – надо мириться с соседями. Нравятся они тебе или нет, но мириться надо. Иначе общество превратится в свору взбешенных существ, где каждый будет рвать глотку соседу. Так исторически сложились правила и устои проживания в группах, общинах и т.д. Формировались законы. Писанные и неписанные, за нарушение которых нарушитель наказывался. Да и наказывается до сих пор.
Мне пришлось сделать небольшой исторический экскурс, для того что бы было понятно то что я будет изложено дальше.

 
Так что же такое нравственность.
С детства родители, воспитатели, учителя и даже случайные люди закладывают в нас основы поведения в обществе. По сути это свод ЗАПРЕТОВ. Я специально выделил это слово. Нас учат, как нельзя делать. Постепенно на основании этого свода запретов мы формируем свою линию поведения. Как общую, так и в отдельных ситуациях.
Теперь важно понять еще одно. Я НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ОБЛАДАЮ ВЫСОКОЙ ИЛИ НИЗКОЙ НРАВСТВЕННОСТЬЮ. Так обо мне могут сказать только окружающие. Именно они, рассказывая обо мне, формируют общее мнение обо мне как о человеке.
А как я формирую это мнение. Например, я хочу, что бы меня считали очень милосердным добрым и отзывчивым. Значит, я буду очень часто креститься, проходя мимо церкви, подавать нищим в переходах, жалеть бездомных кошечек и даже делать попытки пристроить их в хорошие руки. Выслушивать проблемы окружающих. Давать советы. Ведь окружающим не видно, что я при этом думаю. Они же не знают, что меня тошнит от жирных попов. Хочется прибить попрошаек. А этих грязных блохастых животных, переносчиков страшных болезней, вообще боюсь. Да это и не важно. Важно каким меня видят окружающие. А если я решил кого то убить или украсть мобильный телефон, то делаю это, отчетливо понимая, что иду против законов общества и буду выглядеть безнравственным.
Мой вывод: Нравственность это мои поступки, которые я осознанно совершаю и на основании которых общество, составляет мнение обо мне. Т.е. я абсолютно согласен с тем определением, которое приводил выше.
А вот с духовностью значительно сложней. Я не могу составить определение. В голове проносятся мысленные образы, смутные ощущения, которые заставляют душу сжиматься в смутных предчувствиях, но определение не рождается. Я честно пытался найти такое определение в литературе, но не нашел. Но ведь я что-то ощущаю! Сейчас я попытаюсь передать те образы и ощущения, которые пытаются пробиться к моему разуму (не очень скромно, но я считаю себя немного разумным ) и тогда возможно можно будет сделать вывод или хотя бы нащупать тропку к этому понятию.
Я сейчас начну с одного такого понятия, которое сам понимаю с трудом. Но если этого не сделаю, то не смогу выразить в дальнейшем, что ощущаю.
Практические все мировые религии и философские утверждения говорят о триединстве человека. Дух-Душа-Тело. Тело это материальное, Дух это как раз то духовное, а Душа это связующий элемент между Телом и Духом. Я постараюсь в дальнейшем не использовать это понятие, но не мог не сказать об этом.
Вот сейчас опять сел и задумался. Не могу определиться с чего начать. Видимо надо просто начать, тогда смогу закончить. Итак.
Помните библейскую историю о пророке, который ходил по воде. Один из учеников видя это, воскликнул – «Вели мне прийти к тебе» На что пророк ответил «Иди». И ученик пошел, до тех пор, пока считал это возможным. Как только он засомневался он начал тонуть.
Сейчас поясню, для чего я привел это пример. Почему пророк шел по воде? А сдается мне, что он даже не парился по этому поводу. Шел себе и шел. Ну так путь короче, вот и иду. Мне вон в тот магазинчик надо. Так короче. Т.е. это было в нем. Я в детстве, которого даже не помню, брал материнскую грудь и ел. Я просто уверен, что даже не задавался вопросом, а откуда там еда? А точно ли это мне? Вдруг это вообще не еда? Нет. Я просто брал и ел. Так и он. Просто до того магазина было короче идти так. А ему надо в магазин. И он пошел. И ученик смог пойти не, потому что он так уж сильно возверовал. Я почему то на 100% уверен, что он даже не задумывался до этого о каком то там боге. Да и не до этого ему было. Ему бы рыбки наловить побольше, что бы продать и накормить семью. А тут увидел. Понял что можно. На всякий случай спросил разрешения подойти, ну что бы совсем уж быть уверенным что можно. Перешагнул борт лодки и пошел. А как только подумал о том, а как это у меня получается, сразу утонул.
Вот такое вот ощущение духовности.
Или вот еще один пример.
Идет пост. Все совершено точно знают, что мясо ну ни в каком виде есть нельзя. И не едят. Не потому, что они его не хотят или так уж глубоко верят. Нет. Просто вдруг, кто-то скажет, что-то плохое. Вдруг подумают, что я неверующий. Или того хуже – грешник. Т.е. человек думает о своем нравственном облике в глазах окружающих. И вот сидит этот человек в ресторане, кафе или привокзальной столовой. Не так уж важно где. Сидит, вяло ковыряя вилкой рис на постном масле. И тут заходит священник и являет чудо. Заказывает он себе жареного молочного поросенка. Перекрестив, его произносит: «Во имя господа нашего, нарекаю порося в карася!» И приступает к приему пищи. Не есть, а принимает пищу! Вот только понять, что было явлено чудо очень трудно. Сейчас поясню о чем это я. Для меня бы или для того, кто ковырялся в рисе это точно не чудо. А просто лишний повод поговорить среди знакомых о зажравшихся попах, которые к богу вообще ни какого отношения не имеют. Только деньги на нашей вере делают. А ведь было явлено настоящее чудо.
Да. Кстати. Я должен пояснить, что лично себя совсем не считаю верующим. Я во что-то верю. И когда меня спрашивают, кто я по вере, отвечаю что православный, так как когда то давно, во времена коммунистов, мои дедушки и бабушки воспользовавшись отсутствием родителей, коммунистов, отвезли меня в какую-то церковь, и там крестили. Помню как родители, вернувшись из долгой командировке и выслушав мои рассказы о том, как я ездил в высокий музей, где много красивых картин нарисованных на стенах и потолке, и где дяденька мне пел и умывал в тазике, некоторое время ругали бабушек и дедушек. Но делали это как то нехотя. Скорее для порядку, потому что, наверное, сами считали, что бабушки сделали правильно, но так как общественный порядок требовал другого, они для порядку поругались.
Так вот о чуде. Человек в массе своей еще очень дикий. Тонкий налет цивилизации может сорвать любым ветерком. И человек превращается в дикое, совершенно неуправляемое существо. Которое действует, только сообразуясь со своим эго. И поэтому постоянно приходится, что-то запрещать. Наставлять. Направлять. Именно для этого и существуют религии, философские учения. Человек слаб. И стремится найти пальму, на которой много бананов, лечь под неё и забыться. Но не смотря на слабость, в человеке горит искорка, которая заставляет его закрывать грудью командира. Бросаться спасать тонущего пса, хотя сам не умеет плавать. Эта искорка слаба. Её легко задуть и оборвать ту тонкую связь между телом (животным) и духом. Что за дух совсем не понятно, но каждый его чувствует, хоть и не может объяснить. И вот те, у кого искорка сильней постоянно учат. Создают систему запретов, что бы удержать общество в человеческом обличии. И те, кто посвятил себя развитию своей души. Кто развивает ту самую непонятную духовность, тот может сделать это чудо превращения порося в карася. И не будет в этом, ни какого цинизма или греха. Ведь зачем придуман пост? Да для того что бы человек не обжирался как свинья. Ведь очень простой человек не просто есть. Он жрет до тех пор, пока не нажрется. Потом сблюет и сядет жрать дальше. Это же ВКУСНО. Не уж то такое оставить. Причем это касается не только еды. А поп пришел просто поесть! Не обожраться, не чревоугодничать, а поесть. Ему предстоит дальняя дорога, и он не знает когда сможет поесть еще. Рис не даст ему необходимой энергии. Поэтому он выбрал более калорийную пищу. Он просто ел. Так же просто, как я ел материнское молоко.
Вот такое вот ощущение духовности еще родилось. Но что-то сформулировать, пока не получается.
А вот, например врачи.
Два очень грамотных хирурга. Не просто очень грамотных, а ОЧЕНЬ грамотных! Ежедневно своими великолепными операциями спасают жизни. Много жизней. Они оба учились на одном курсе. Оба на отличие закончили медицинский ВУЗ. Дипломные работы обоих, произвели неизгладимое впечатление на приемную комиссию. И восхищенная комиссия предоставила обоим право выбора места работы. И вот один выбрал работу в центральном хирургическом центре. Каждый день проводит десятки операций. Встает по ночам на каждый вызов и сонный мчится в операционную. Энергетиками или кофе взбадривая себя от сна. Ведь предстоит спасти, чью-то жизнь. Он должен быть как огурчик. Второй выбрал службу в военно-полевом госпитале, который расположен, в какой нибудь горячей точке, где люди увлеченно пытаются убить друг - друга различными остроумными способами. Совсем убить получается не всегда, и раненые попадают на стол к нашему хирургу. Они поступают постоянным потоком. Хирург, изматывая себя и мед персонал, сражается за жизни пациентов. Он, проявляет чудеса профессионализма. Извлекает из челюсти неразорвавшиеся гранаты. Делает из ребра новую челюсть. Сшивает перебитые артерии. Собирает человека по частям и вдыхает в него новую жизнь. Ну или не дает погасить старую. Да что тут говорить. Он просто, гениально, спасает чужие жизни. Два хороших человека. Оба спасают жизни. Оба отзывчивы. Так в чем же разница? Кто из них высоко духовный человек, а кто просто человек высокой нравственности. А разница вот в чем. Один из них работает, не досыпает по ночам, спасает жизни, постоянно думая о том, как он крут. О том, как он выглядит в чужих глазах. Ему может быть даже хочется добить кого-то из пациентов. Ну, вот просто не понравился пациент! Добить. Очень хочется, но он его лечит и чувствует, как возвышается в чужих глазах. Как общественное мнение растет в его общество. И что вот еще сто или тысячу операций, и он станет совсем уж уважаемым человеком. И ему не надо будет делать эти надоевшие операции. А просто все будут любить его, и платить за это большие деньги. Или он станет министром, и тогда откроются огромные возможности. Он купит себе дом, дачу, много машин. И если получится -Остров! Где нибудь в тихом океане. Ведь он же тихий.
Но мы этого не видим. Для нас он великий хирург и просто отличный человек. А второй лечит просто потому. что лечит. Не потому, что он это хорошо умеет. Не потому что, это принесло ему известность славу и материальные блага. Ему это не надо и даже мешает. Он очень стесняется, когда его благодарят. И даже когда, найдя раненого, на одной из военных троп или на улице своего города, он не думая бросается на помощь. А потом очень сильно просит не рассказывать, откуда пришло спасение. Говорит, ты сейчас к врачу иди в клинику или в медсанбат. Пусть тебя врачи посмотрят, но кто лечил, не говори. Если я сделал, что-то не правильно, то говори, я должен заплатить за ошибку, а если все нормально, то не говори. Он просто знает. Нет. Даже не знает, а чувствует, что это правильно. Это просто надо делать. Не потому что так все считают, а потому что я ел грудное молоко и не думал -правильно это или нет. Я ЗНАЛ, что надо делать так.
Сейчас перечитал, написанное и понял, что сформулировать не смогу. Но все же попробую
Если нравственность, это то, что мы сознательно делаем, опираясь на законы общества. То духовность это, наверное, ощущение. Да. Ощущение знания того как это надо делать. Ощущение знания. Основанное не на корыстных мотивах создания мнения о себе, а на зове. Да! Точно! На зове чего-то высокого. Не имеющего ни чего общего с моими привычками или с законами общества. И духовный рост это как раз и есть то самое стремление к этому зову.
Ну вот собственно говоря и все, что я могу сказать. Ощущаю значительно большего, но сказать смог только это. Может быть непонятно или неправильно. Но тут уж как смог.
Кстати. Все это бурление особенно сильно началось с фразы: «И что этим мужикам надо?!» Фраза была произнесена в контексте разговора о том, почему мужчины так неохотно женятся в наше время. Все, что было сказано выше, не имеет ни какого отношения к этому разговору. Но когда я попытался объяснить свое мнение по этому вопросу, возникла необходимость объяснить, что такое нравственность. А попав в голову, мысль забурлила. Сейчас я отвечу на вопрос о том, что надо мужикам. Сразу хочу, сказать, что то, что я скажу сейчас и то, что собирался ответить тогда два разных мнения. Они в чем-то перекликаются. Но что бы высказать свое мнение пришлось обдумать все то, что уже написал выше.
Все мы знаем пословица типа: «Береги честь смолоду» и ей подобные. Эти нравственные императивы, о чести, достоинстве, невинности и т.д., которые веками задавались обществом, в последнее время подвергаются большой ломке. Не буду вдаваться в подробности, кем и почему. Но тенденции демократии учат свободе. А что такое свобода для простого человека? Мы ведь еще очень простые в массе своей. Свобода это есть, что и когда хочу. Спасть с кем и когда хочу. Говорить, кому угодно и что угодно. Немного задумавшись, многие понимают, что это совсем не свобода. Это дикость. Но для этого надо задумываться. Подросткам некогда задумываться. Они хотят быстро вырасти. Дикие гормоны управляют их неокрепшей психикой. Общество перестает настойчиво внедрять установки о необходимости воздержания. В итоге дикая молодость проносится в разврате и неуемности. Я немножко утрирую, но только для того, что бы было понятно. Так вот, несмотря на это та самая таинственная искорка, после гормональной бури, в итоге может пробиться в разум и оставить тень сомнения. Вспоминаешь и про пословицы. И что мама говорила. Но уже поздно. Общество составило, свое мнение о нравственности. Можно сменить место жительства и продолжить жизнь по другим принципам. Но дикая свобода уже оставила свой след. И вот мы снова оказываемся в чужой постели. Напиваемся. Уходим в загул...
Но потом все это надоедает. Хочется семью. Нормальных -постоянных отношений. Но все знакомые девушки уже четко знают, что вот он в прикольный. Да и в постели хорош, но замуж за него ни ни. Он же ветреный и непостоянный. А хочется надежного спутника. А все парни четко знают, что она прикольная. И на постель всегда согласна. Но замуж ни ни. Нужна жена надежная. Любящая только тебя лично, а не всех вообще. И очень хочется иметь уверенность, что вот этот красный, сморщенный, орущий комочек, который жена принесла из роддома, ТОЧНО ТВОЙ. Т.е. не просто ребенок. А МОЙ РЕБЕНОК! Вот почему то хочется именно своего.
Ну вот собственно говоря и все.
Кстати сейчас пришла еще одна мысль. Нравственность, это отклик того, чего то непонятно высокого. Т.е. кто-то это почувствовал. Потом еще кто-то. И вот на отголосках этой духовности, были построены нравственные принципы. Что бы через запреты и законы, подняться духовно. Хоть на самую малость. На бесконечно малую величину. Но каждое новое поколение сможет приподняться еще немного. А потом еще. И в итоге Вавилонская башня будет построена. Не то чудовище, которое, мы строили из камня, и которое возмутило творца. А настоящую башню духовности. И тогда мы сможем стать творцами.
Вот такие вот у меня родились ощущения.
Готов выслушать ваше мнение на форуме.